Выпускник детского дома
Одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении детей-сирот, является обеспечение их социальной защищенности как результата реализации социальной защиты, возможности полноценной жизни. Эта проблема чрезвычайно сложная, так как в отличие от ребенка, воспитывающегося в семье, выпускник, оставшийся без попечения родителей, должен быть гораздо раньше готовым к самостоятельной жизни, и остается он в ней без поддержки «тыла» со стороны родственников. На протяжении многих лет педагогический коллектив КГКУ «Красноярский детский дом № 1» работает над проблемой личностно-ориентированного обучения и воспитания. Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни является одной из главных задач всего педагогического коллектива. Учитывая особую важность и сложность проблемы социализации наших воспитанников, приоритетная значимость в учебно-воспитательном процессе отводится формированию нравственно-духовного становления личности воспитанника. Ежегодно из стен детского дома выходят и подростки в возрасте 15–16 лет, получившие неполное среднее образование, и воспитанники в возрасте 17–18, получившие полное среднее образование. Далее они, как правило, обучаются в средних специальных учебных заведениях или ВУЗах, находясь на полном государственном обеспечении. Адаптация выпускника в обществе не может быть полной без получения надлежащего образования, обеспечивающего дальнейшее трудоустройство и независимость. В детском доме созданы все условия для обучения воспитанников. Хорошо оборудованные современные кабинеты, богатая библиотека, доступ к информационным системам позволяют воспитанникам получать прочные знания. Дальнейшая судьба выпускников во многом зависит от правильного выбора профессии. Выпускники детского дома отправляются на учебу в колледжи и ВУЗы в соответствии со своими склонностями и интересами, уровнем успеваемости. Связь с выпускниками после выпуска из детского дома не прерывается, дети возвращаются в детский дом, приходят поделиться своими радостями и неудачами, получить совет, решить возникшую проблему. Да и педагоги не могут оставить своих повзрослевших, но, по сути, ещё детей. За годы пребывания в детском доме они становятся по-настоящему родными, и за каждого из них болит душа.
Что мы можем пожелать нашим выпускникам - таким родным, таким любимым, хотя и испытывающим часто наше терпение, воспитанникам?
Польский педагог, врач, общественный деятель Януш Корчак 80 лет тому назад, когда работал директором детского дома, обратился к своим выпускникам с напутствием:
Мы ничего вам не даем.
Мы не даем вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны вы найти его в своей душе,
Мы не даем вам Родины, потому что вы сами должны найти её трудом собственного сердца и мысли.
Мы не даем вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощение - это огромный труд, который каждый должен предпринять сам.
Мы даем вам только одно - тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости. Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести Родину и любовь.
Эти слова остаются актуальными и сегодня. Педагоги детского дома присоединяются к ним и желают своим выпускникам успехов и счастья.